Аттестация учителей
Образование
Профсоюзный уголок
Меню
Услуги
Начальная школа
Наши коллеги
ПОСЕЩЕНИЙ






МБОУ «Лянторская средняя общеобразовательная школа №3»
![]() | ![]() |
Заведующий библиотекой: Биктимирова Зульфира Ахметовна
Стаж работы: 32 года
Образование: высшее
Призер районного конкурса (II место) «Лучшая компьютерная
презентация»
Награждена почетной грамотой Департамента образования
и науки ХМАО – Югры за многолетний безупречный труд,
профессиональное мастерство, значительный вклад в развитие
образования округа.
Педагог – библиотекарь: Тютрюмова Татьяна Сергеевна
Стаж работы: 7 лет
Образование: высшее
Призер районного конкурса (III место) «Профессиональное
мастерство »
УРОК БИБЛИОГРАФИИ 1 КЛАСС
Тема: Первое посещение школьной библиотеки.
Правила обращения с книгой. 1 класс
Цель:
- познакомить учащихся с понятиями «библиотека», «абонемент», «читальный зал»;
- сформировать и закрепить первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки;
- прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг;
- познакомить с правилами обращения с книгой
Оборудование: закладки, выставка книг, слайд-презентация
Ход урока.
Дорогие ребята! Сегодня у вас первый урок библиографии и посвящена она конечно книге. Зовут меня З. А., а второго библиотекаря Т. С. Мы будем руководить вашим чтением. Мы с вами сегодня познакомимся с понятиями «библиотека», «абонемент», «читальный зал» научимся самостоятельно выбирать книги, запомним правила бережного отношения к книгам.
Чтобы узнать о книге самое полезное, самое интересное мы с вами отправимся в путешествие по Читай-городу. Город огромный и поэтому мы отправимся на поезде. В поезд мы можем сесть только тогда, когда приобретем билеты. А билеты получим, если вы отгадаете мои загадки:
Говорить, не говорит,
Слышать не слышит,
А все знает и нам объясняет.
Не куст, а с листочками
Не рубашка, а сшита
Не человек, а рассказывает.
Без языка, без голоса, а все расскажет.
Прекрасно, справились с заданием. Молодцы! А теперь контролер(выбираем среди детей) раздайте всем билеты. Поехали! Изображаем поезд.
Первая остановка. «Мир волшебных сказок»
На этой остановке живут книжки-сказки, не простые, а волшебные. Сказки называются волшебными, если в них есть волшебные превращения и волшебные предметы. Назовите их.
Знакомство с книгами.
Вторая остановка. «Почитай-ка»
Я хочу послушать, как вы умеете читать.
Третья остановка. «Угадай-ка».
Дети отгадывают, к каким сказкам иллюстрации на экране.
Показать книги.
Четвертая остановка. «Поиграй-ка».
Оказывается, есть книги, с которыми можно поиграть. Показать и некоторые зачитать.
Пятая остановка. «Библиотека». Есть такой дом на свете, в котором собраны для тебя путеводители по жизни. Дом этот большой или маленький, но всегда удивительный. Он называется «библиотека». «Библио» по-гречески книга, а «тека» - хранилище. А знаете, сколько лет существует библиотека? Почти 5 тысяч лет! Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! Написанные на камнях, на глиняных табличках, на пальмовых листьях, на кусочках ткани. Некоторые из этих книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках.
Итак, библиотека, это дом книг.
Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. В библиотеке очень много книг, журналов, и все это называется книжным фондом. А для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книжку, каждая книга стоит на своем месте. Другими словами, можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. А хорошо ориентироваться в этом мире книг вам поможет, конечно, библиотекарь.
В нашей библиотеке два отделения: абонемент и читальный зал. У слова «абонемент» много значений. В библиотеке оно означает место, где выдают книги на дом. На несколько дней книга твоя. Ты можешь рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. Книги у нас выдаются на 10 дней.
У нас есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература – словари, энциклопедии. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда под рукой. С такими книгами можно работать в читальном зале.
« В читальном зале тишина
Нам особенно нужна.
Уходите разговоры,-
В вестибюли, в коридоры!
Не мешайте нам читать:
Фантазировать, мечтать.
В тишине библиотечной.
Каждый слышит голоса,
Речи птичьи, человечьи.
В каждой книге – чудеса!
И, конечно, тишина –
Здесь особенно нужна.
Так что такое читальный зал?
Книги, как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. И мы должны книги и учебники: что? – беречь! Правильно! Давайте и мы с вами запомним, что нельзя делать с книгами.:
- Нельзя книги перегибать;
- Нельзя загибать нужные страницы:
- Нель закладывать в книги карандаши, ручки; А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении? Закладка.
- Нельзя писать и рисовать в книгах;
- Нельзя читать книги во время еды.
Чтобы стать настоящим читателем, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?
Правило №1.
В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
Правило №2.
Книги надо возвращать вовремя, ведь их ждут другие читатели.
Правило №3.
С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно: чтобы их могло прочесть как можно больше ребят.
Правило №4.
Библиотечные книги нельзя терять, иначе в школьной библиотеке не останется ни одной книги.
Правило №5.
Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти книгу для другого ученика.
А вот это читательский формуляр, куда записываются все книги, которые вы почитаете за всю свою школьную жизнь.
Итог урока. О чем же мы с вами говорили?
УРОК БИБЛИОГРАФИИ 2 КЛАСС
ТЕМА: Структура книги
Цель:
- сформировать знания об элементах и структуре книги; познакомить ребят с такими понятиями, как суперобложка, форзац, фронтиспис, шмуцтитул, со сведениями, которые помещаются на титуле (название серии, сведения о переиздании, переводчике),
- воспитание бережного отношения к книге.
Оборудование:
1. Подготовить книжную выставку с иллюстрациями разных художников: Ю. А. Васнецова, В. М. Конашевича, В. Г. Сутеева, Е. И. Чарушина.
2. На каждом столе – книги.
Оформление доски.
Внешнее оформление книги:
– обложка
– суперобложка
– автор, название книги
– издательство, место и год издания книги
Внутреннее оформление книги:
– форзац
– фронтиспис
– титул
– заставка, концовка
Добрый день, ребята! Я надеюсь, что все вы большие любители книги и сегодня мы с вами познакомимся со структурой книги.
Внешнее оформление книги.
1. Обложка бывает мягкой, сделанной из бумаги, или твердой, из картона, – тогда ее называют переплетом. В старину переплеты делались из кожи, которая украшалась тисненым рисунком с золотом.
Для особо ценных книг на переплете укреплялись металлические застежки.
2. Суперобложка – поверх твердого переплета иногда надевается еще одна бумажная обложка. На ней помещен какой-нибудь рисунок и написаны имя автора и название книги.
3. Ф. И. О. автора, название книги, место и год издания, издательство.
4. Иллюстрации. Каково назначение иллюстраций? Они помогают лучше понять содержание книги, характер героев. По рисункам можно представить сюжет произведения. В рисунках передаются не только движения героев, но и богатство мимики.
Задание: сравнить иллюстрации нескольких художников.
Внутреннее оформление книги.
1. Откроем книгу. Слева – изнанка переплета, справа – первая страница книги.
Эти два листа, образующие разворот, называются форзац. Такой же форзац есть и в конце книги. Он может быть просто гладким – белым или цветным, а иногда на нем бывает рисунок.
2. Перевернем еще страницу. Новый разворот. На левой стороне помещен фронтиспис, на правой – титул.
Вот еще два незнакомых слова. Что же это такое?
а) Фронтиспис – иллюстрация, говорящая о самом главном, что есть в книге. На нем может быть также портрет писателя – автора книги.
б) На титуле напечатаны название книги, фамилия автора, а внизу – название издательства, обозначено место, где книга напечатана, и указан год издания.
3. Часто в начале каждой главы делается небольшой рисунок – он называется заставкой, а рисунок в конце главы называется концовкой.
Игра «Сегодня мы художники».
Прочитать небольшой отрывок из сказки или рассказа.
– Проиллюстрируйте, пожалуйста, понравившийся эпизод.
– Сделайте подпись под иллюстрацией, выбрав из текста соответствующую строку.
Оформляем выставку детских рисунков.
Итог урока. Из каких частей состоит книга? Прочитайте отрывок из своей книги и покажите рисунок.
УРОК БИБЛИОГРАФИИ 5 КЛАСС
ТЕМА: Мир информации. История книги и библиотек.
Носители информации. (сл.1)
Цель:
- формирование первоначального представления об информации и информационных ресурсах; формирование основ информационного мировоззрения через представление об информации и ее роли в информационном обществе;
- получение знаний об истории книги и других носителей информации;
- формирование умений работы с книгой как источником информации (сл.2)
Информация – это сведения, знания об окружающем нас мире (о различных предметах, явлениях, их параметрах и свойствах). Люди воспринимают информацию с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса) или с помощью специальных приспособлений. Они называются носителями информации. Это предметы из какого-нибудь материала, которые используются для записи, хранения и последующего воспроизведения информации. Назовем несколько видов используемых сейчас носителей информации (сл.3)
- рукописи, так как некоторые важные документы принято и сейчас писать от руки.
- традиционные печатные носители, в том числе книги, карты, схемы, листовки, буклеты и т. д.
- магнитные носители: видеозаписи, звукозаписи, киноленты.
- электронные устройства: картриджи, диски, карты памяти
Для того, чтобы писать и издавать книги, нужен материал, который послужит основой для этого дела. Мы уже привыкли к тому, что это бумага. Но всегда ли так было? Для того, чтобы сохранить важную информацию для себя, своих потомков древний человек стал думать о том, как же это сделать? Первоначально он стал записывать сведения на песке, но дождь или волны уничтожали данные сведения. Позднее человек стал хранить информацию на камне…(сл.4)
Песок, камень – это первые носители информации.
Как вы понимаете понятие «Носитель информации»?
Носителем информации может быть любой объект, на котором можно оставить следы или знаки. Носители информации предназначены для ее хранения и передачи.(сл.5)
Носитель информации - это любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем информации. Человек стал хранить информацию на камне сначала в виде рисунков, затеем в виде знаков или символов какого-то алфавита. Чтобы получить необходимые сведения, человек вынужден был совершать большой путь, достаточно трудный и утомительный, к этим сооружениям.
Чтобы переместить данный носитель информации на другое место, требовалось достаточно много усилий, так как камень очень тяжелый и неудобен для транспортировки.
Камень сменил более легкий носитель - глиняная дощечка..(сл.6)
На сырую глиняную поверхность твердой палочкой наносили сведения. Воспользоваться данным носителем можно было лишь после высыхания. Но глина оказалась очень хрупким носителем и также не пригодной для транспортировки. На Руси для письма использовались берестяные книги.(сл.7) Буквы на бересте процарапывались острым железным стержнем. Надписи на берестяных книгах выполнялись кириллицей. Человек стал задумываться о том, как создать такой носитель информации, чтобы он был:
- легким;
- долговечным;
- компактным;
- удобным для нанесения записей.
2. Древние носители информации
Люди всегда понимали ненадежность человеческой памяти и с давних времен стремились доступными им способами зафиксировать наиболее важную информацию на внешних носителях, которые со временем совершенствовались.
Примерно в III веке до н.э. в Египте разработали технологию изготовления тонкого листа из стеблей высокого тростника (папируса),(сл.8) росшего по берегам Нила. Стебли папируса разрезали на длинные узкие полоски, раскладывали их в один ряд в продольном направлении. Сверху
укладывали второй слой полосок папируса, но уже в поперечном направлении и прижимали их плоским камнем. Слои склеивались между собой благодаря клейкому соку тростника. Высохший материал по своему свойству напоминал бумагу, только назывался он также папирусом, Многие века письменные документы составлялись на пергаментных свитках.(сл.9) Их делали из кожи животных, определенным образом выделывали и растягивали так, чтобы получились тонкие листы.
Когда на Востоке научились ткать шелк, то его также стали использовать для письма.
Во II веке нашей эры в Китае изобрели технологию изготовления бумаги.(сл.10) Правда данную технологию и хранили в секрете и до Европы бумага «дошла» только в XI веке, а до Руси - в XVI веке.
Свойства бумаги как носителя информации поистине уникальны:
- во-первых, она была дешевле пергамента или папируса, поскольку вырабатывалась из тряпья и древесины;
- во-вторых, тонкая бумага достаточно прочна и долговечна;
- в-третьих, бумага удобна для написания текста или нанесения рисунка
В 1447 году Иоганн Гуттенберг изобрёл книгопечатный станок. И именно благодаря этому ускорилось печатание книг. А началом русского книгопечатания принято считать 1 марта 1564 года, (сл.12, 1 щелч.)когда русский мастер Иван Фёдоров вместе со своим помощником Петром Мстиславцем выпустили первую книгу «Апостол».(сл.12, 2ой щелч.) Столетия прошли со времени изобретения книгопечатания. И хотя ничего общего нет между средневековой печатью и современной типографией, но принцип остается прежним. На печатную форму наносят краску, потом к форме прижимают лист бумаги, на бумаге получается оттиск. Так делал на своем печатном станке Иван Федоров. Только теперь все процессы автоматизированы, что очень убыстрило производство.
3. Современные носители информации.(сл.13)
В современном обществе можно выделить три основных вида носителей информации:
- бумажный;
- магнитный;
- оптический.
(сл.14) 1.Бумажные носители информации.
Одним из самых распространенных носителей информации является бумага. В школе мы записываем информацию в тетради, теоретический материал изучаем по учебникам, при разработке доклада, реферата или другого сообщения необходимые сведения мы находим в других источниках (книгах, энциклопедиях, словарях и т. д), которые в свою очередь являются бумажными носителями информации
2) Магнитные носители информации. (сл.15)
В 1928 году была изготовлена первая магнитная лента. (сл.15 1 щ.)Наши бабушки и дедушки слушали музыку на магнитофонах с магнитной лентой, которую называли «Бабина».
Магнитная лента оказалась достаточно надежным, долговечным и доступным каждому носителем информации.
В первых ЭВМ (электронно-вычислительных машинах) информация хранилась на магнитных лентах и магнитных дисках
В современных компьютерах (сл.15 2 щ.)в качестве носителя информации используются следующие магнитные носители :
-дискета.
3) Оптические носители информации. (сл.16)
Самым распространенными носителями информации являются оптические или лазерные диски. Существуют CD и DVD диски.
- Какую информацию можно записать на CD и DVD-диски?(DVD называют цифровым видеодиском, следовательно, на него можно записать видео- и звуковую информацию, на CD-диск можно записать текстовую, графическую, звуковую информацию).
Сегодня большое распространение получают электронные ресурсы, которые включают:
- ресурсы локального доступа (мультимедиа ресурсы);
- ресурсы удаленного доступа (интернет)
Интернет это совокупность множества сетей, глобальное информационное пространство, это миллионы компьютеров, соединенных средствами связи в одну сеть. В интернете можно найти множество полезной информации. Вы, наверное, знаете, что для того, чтобы попасть в интернет, нужно иметь специальную программу. Существуют различные способы поиска информации в интернете. Чаще всего используют 2 пути: по адресу и с помощью поисковых инструментов. Однако чаще всего поиск информации в интернете осуществляется с помощью информационно – поисковых систем. Наиболее популярными в России являются яндекс и гугл.
Чем отличается поиск в интернете, от поиска в библиотеке? В библиотеке вся литература, например о животных, собрана в одном отделе, а в интернете документы систематизирует машина по нашему запросу. Поэтому главной задачей является четко сформулировать запрос.
Как вы знаете, главный носитель информации – это книга. А где хранятся все книги? В библиотеке. Но выбрать книги можно при помощи каталога. Слово каталог пришло к нам из Древней Греции. Оно означает «список, перечень». Сначала каталог представлял собой перечень книг, хранящихся в библиотеке с ростом книжных богатств, эти списки перестали удовлетворять и библиотекарей, и читателей. Поэтому в начале прошлого века появился новый вид каталога – карточный, который существует до сих пор. (сл.17)В нашей библиотеке много книг разного содержания. Сведения о каждой книге записаны в специальной карточке. На каждой карточке фамилия автора книги, ее название, художник, город, где издана книга, год издания. На некоторых карточках есть краткий рассказ о книге – её аннотация.
Каталог – это «мозг» библиотеки. В их памяти хранятся сведения обо всех книгах, которые есть в библиотеке. Для быстроты поиска данных о книгах карточки расставляются строго по алфавиту.
В каждой библиотеке существует алфавитный и систематический каталоги. При поступлении книг в библиотеку, книги обрабатываются библиотекарями. На каждую книгу заполняются по 2 карточки. Одна ставится в алфавитный каталог, другая в систематический. Если вы знаете фамилию автора, вы идете в алфавитный каталог, если вам известна только тема, значит нужно в систематический. В алфавитном каталоге карточки ставятся по алфавиту, а в систематическом по разделам. (сл.18)
Итак, давайте подведем итог нашему уроку.
Что такое информация? (сведения, знания об окружающем нас мире, о различных предметах, явлениях.)
Что такое носитель информации? (это любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем информации)
Какие были древние носители информации?
(песок, камень, глиняная дощечка, берестяная книга, папирус, пергаментные свитки, бумага.)
Какие бывают современные носители информации?
(бумажные, магнитные- магнитная лента, дискета, оптические – лазерный диск)
Как без помощи библиотекаря узнать о наличии книги в библиотеке, если известна фамилия автора и название книги?
Если нет автора и названия книги, но известен раздел или тема?
Итог урока. О чем же мы с вами говорили?
1 сентября 1986 года Лянторская средняя школа №3 распахнула двери для своих учеников. Возглавила школьную библиотеку Бедова Надежда Алексеевна. С 1992 года заведующий библиотекой стала Биктимирова Зульфира Ахметовна.
Основными направлениями в деятельности библиотеки являются:
- обеспечение информационно-документальной поддержки учебно-воспитательного процесса и самообразования учащихся и педагогических работников;
- обучение читателей пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию;
- совершенствование традиционных и освоение новых технологий
Средний показатель читаемости в школьной библиотеке составляет 15,8. Активность посещаемости – 14,9. Процент охвата учащихся библиотечным обслуживанием – 86%.
На библиотечных уроках учащиеся знакомятся с новинками книжного мира, а также большое внимание уделяется выработке умений пользоваться элементами книги при выборе литературы, поиску через алфавитный и систематический каталоги.
Ежегодная Неделя детской книги проходит в школе на высоком творческом уровне.
Традиционными в работе библиотеки стали проведение читательских конференций, утренников, а также совместных с городской библиотекой литературных вечеров, организация традиционных книжных выставок.
Школа обеспечена учебниками на 100% и на 30.09.2012 года составляет 17408 экземпляров, книжный фонд 13807 экземпляров. Гордость библиотеки – медиатека, электронные документы по всем областям науки и техники в количестве 1048 единиц.